На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

MAXIM Online

893 подписчика

Свежие комментарии

  • Нина Попова
    Бангладеш и Южная Корея. А вот Бельгия удивила. Это такие бельгийки?Участницы конкурс...
  • Ирина Некрасова
    Красота Аники Алам из Бангладеш вызывает восторг - никакой "кукольности". Классический, идеальный овал,  восхитительн...Участницы конкурс...
  • Алекс Сэм
    Уху ел?12 миллионов, тел...

Культовые автомобили стран соцлагеря

Во второй половине XX века капиталистический мир производил автомобили на любой вкус. А в странах соцлагеря тем временем делали машины для народа. Получалось не всегда хорошо, но часто — интересно. Во всяком случае, когда смотришь на это через призму времени.

Символ социалистического восточно-европейского автомобиля — Trabant из Восточной Германии.

Он был экстремально дешев, довольно надежен и прост в ремонте. На его родине люди, желавшие купить такую машину, подолгу ждали своей очереди. Да и на Западе Trabant покупали: очень скромно, зато экономично и на всю жизнь. Однако были и другие достижения социалистической автомобильной промышленности. О них мы тоже расскажем.

Читай также

ГДР: Trabant Р50 и P601

Делали Trabant на бывшем заводе Horh с 1957 года. Первой моделью стал Trabant Р50, весьма необычный автомобиль. Кузов у него был несущим, но не весь. Навесные детали Trabant делали из дуропласта — аналога стеклопластика с наполнителем из отходов хлопкового производства. Этот момент обыгран в фильме Кустурицы «Черная кошка, белый кот»: там Trabant объедает свинья.

Подвеска у Trabant Р50 была на поперечных рессорах, а мотор двухцилиндровый двухтактный с воздушным охлаждением, рабочим объемом 0,5 л. Он развивал 17 л.с., но и масса автомобиля составляла всего 620 кг. Смесь бензина и масла поступала в карбюратор самотеком, а бак располагался прямо под капотом.

Самой же известной моделью стал появившийся в 1963-м Trabant P601. Он пережил несколько модификаций и сходил с конвейера до 1988 года! Trabant P601 был невероятно популярен благодаря цене — самый доступный автомобиль в Германии. Там он стоил около 5000 марок, дешевле импортируемого из СССР «Запорожца».

Trabant P50, 1957-1962

Trabant P601, 1963-1988

ГДР: Wartburg 311, 353, 1.3

Второй известной маркой из ГДР был Wartburg, который делали на бывшем заводе BMW. Первое поколение Wartburg выпускали с 1956 по 1967 год, и в него входили седан с индексом 311, купе-хардтоп 311/300 и родстер 313 Sport. Это были красивые классические автомобили. И конструкция у них была нетривиальная.

Во-первых, они имели полноценную раму из толстого металла, к которой крепились все узлы и агрегаты. Во-вторых, двигатель стоял впереди, продольно, но привод был на переднюю ось. Ну и, наконец, до конца 80-х мотор был трехцилиндровым, двухтактным и питался смесью бензина с маслом. Это позволяло снять с 1 л рабочего объема 45 л.с. и 91 Нм крутящего момента. Ходили эти моторы до капремонта по 150-200 тыс. км, да и чинить их было просто.

В 1965-м появилась модель 353 и ее модификации, имевшие довольно специфическую внешность, а в с 1988 года в таком же странном кузове начали выпускать Wartburg 1.3 с двигателями Volkswagen. Оплату за свои моторы западные немцы брали натурой — автомобилями. Так что, похоже, на недорогой и крепкий Wartburg и в капиталистическом мире был спрос.

Wartburg 311 Combi, 1956-1965

Wartburg 311/300, 1957-1960

Wartburg 353, 1965-1988

Чехия: Tatra 87, 600 Tatraplan, 603

Сейчас Tatra известна как грузовая марка, но в свое время она производила шикарные легковые автомобили. Например, с 1936 по 1950 год она выпускала представительскую Tatra 87, прославленную пробегом чешских журналистов Ганзелки и Зикмунда по Африке и Центральной и Южной Америке. У этой машины был 3-литровый 8-цилиндровый двигатель воздушного (!) охлаждения, расположенный за задней осью.

Не менее красив был автомобиль Tatra 600 Tatraplan c V-образным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения (71 л.с.).

В 1956–1975 годах Tatra делала модель 603 по той же излюбленной схеме, с расположенным сзади двигателем V8 воздушного охлаждения и задним приводом. До 1962-го модель имела три фары, причем средняя была поворотной, связанной с передними колесами. Увы, в свободную продажу Tatra 603 не поступала: ее делали для партийного руководства и в небольшом количестве — на импорт.

Tatra 87 (1936-1950)

, фото: Hilarmont

Tatra 600 Tatroplan (1946-1952)

Tatra 603 (1956-1975)

Skoda 1101, 100R, Favorit 

Чешская Skoda в отличие от других автомобильных марок соцлагеря развивалась весьма динамично и в послевоенные годы выпустила много интересных моделей. Звучит невероятно, но уже в 1946-м чехи представили новую модель — Skoda 1101 Tudor с хребтовой рамой и деревянным каркасом кузова, хорошей шумоизоляцией и вообще вполне похожую на автомобиль для среднего класса в понимании той эпохи. Да и потом было много интересных машин, все не перечислишь.

Но нельзя не сказать о спортивных Skoda 100R и 100RS, заднеприводных и заднемоторных. С их 1,4-литровых двигателей снимали по 140-183 л.с., а их прозвищем было «восточные Porsche». Ну а многие советские граждане запомнили появившуюся у нас в перестройку Skoda Favorit — уже переднеприводную и переднемоторную.

Skoda 101 Tudor, 1946-1948

Skoda Octavia, 1959-1971

Skoda Felicia, 1959-1964

Skoda 1000 MB, 1964-1969 (первая заднемоторная Skoda)

Skoda 100R и 100RS, 1970-1977, «восточные Porsche»

Skoda Favorit, 1987-1994

Польша: Polski Fiat 125p и FSO Polonez

В Польше в советскую эпоху, да и позже, тоже делали автомобили — Polski Fiat 125p и FSO Polonez. Компания FSO (Fabryka Samochodow Osobowych) изначально производила слегка упрощенный лицензионный Fiat 125, который и назывался Polski Fiat 125p. Но к середине 70-х этот автомобиль, по мнению поляков, выглядел уже немодно.

На разработку новой модели денег не было, и тогда поляки сделали ход конем: заказали специалистам Fiat и ателье ItalDesign новый кузов под старую агрегатную базу. Кузов получился современным и отвечал последним требованиям безопасности. Но привод все равно остался задним, задняя подвеска — рессорной, а двигатели — старыми, 1,3 и 1,5 (60-76 л.с.). Тем не менее производили модель с 1975 по… 2002 год!

Polski Fiat 125p, 1967-1991

FSO Polonez, 1975-2002

Румыния: ARO 24

Да, и на родине Дракулы делали автомобили — помимо Dacia, которая всегда выпускала лицензионные Renault. Сначала под маркой ARO выпускали копии ГАЗ-69, а с 1972 по 2006 год делали собственный внедорожник ARO-24. Очень простой, очень проходимый, в самых разных модификациях, включая военные версии. И моторы тоже ставили самые разные: и бензиновые, и дизельные, от Peugeot, Ford, Toyota, Andori, Renault, Cothworth. Свои двигатели, впрочем, со временем тоже появились. По лицензии ARO-24 выпускали в Бразилии, Португалии, Испании, Чехии и Польше.

По материалам 5koleso.ru, skoda-avto.ru, Wiki.

Фото фирм-производителей и Wikipedia

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх