
Порой киногерои оказываются не победителями по жизни, а жертвами собственных иллюзий о «настоящей мужской силе».
Мужчины, которые боятся своей слабости, живут по стереотипам «настоящего мачо» и превращают силу в агрессию и разрушительное доминирование. Кинематограф давно изучает эту тему, показывая, как токсичная маскулинность портит судьбы и ломает жизни.
В нашей подборке — лучшие малоизвестные фильмы, которые помогают взглянуть на проблему со стороны и понять, чем она опасна.Токсичная маскулинность — культурный набор стереотипов и норм поведения, которые приписываются мужчинам и оказываются разрушительными и для них самих, и для окружающих.
Основные черты токсичной маскулинности: подавление эмоций, восприятие агрессии как нормы, пренебрежение здоровьем, сексизм. Она разрушает жизнь мужчин: давление «будь сильным» ведет к стрессу и внутренней изоляции. Также она закрепляет гендерное неравенство, оправдывает насилие и мешает строить здоровые отношения.Мужественность как таковая не является чем-то плохим. Забота, ответственность, физическая сила, умение защищать и брать на себя лидерство — это качества, которые всегда ценились. Проблема начинается там, где культурные стереотипы заключают образ «настоящего мужчины» в жесткие рамки, отравляющие жизнь и мужчинам, и их близким.
«Лулу» (Loulou), 1980

Кадр из фильма
Страна: ФранцияЖанр: драма, мелодрамаРежиссер: Морис ПиалаРейтинг Кинопоиска: 6.6Главный герой фильма пьет, дерется, соблазняет и как будто доволен жизнью. Его героиня в исполнении Изабель Юппер уходит от буржуазного мужа, надеясь обрести с ним первобытную свободу.
Но вместо свободы находит хаос, стыд и пропасть, разделяющую их миры.«Лулу» — это маскулинность, сведенная к голому инстинкту: желание, ревность, насилие, лень. Морис Пиала снимает фильм как дневник: интимный, болезненный, без финальных точек. Каждая сцена балансирует между нежностью и жестокостью. Депардье притягателен, но его притяжение разрушительно: оно затягивает всех в пустоту. Здесь маскулинность пожирает любовь, стабильность и саму себя. Маскулинность в фильме — не подвиг и не трагедия, а привычка, рефлекс, разрушающий все вокруг.«Не глотать» (Nil by Mouth), 1997

Кадр из фильма
Страна: Великобритания, ФранцияЖанр: драмаРежиссер: Гэри ОлдменРейтинг Кинопоиска: 6.8Режиссерский дебют Гэри Олдмена, в котором он обращается к собственному детству и воспоминаниям о юго-восточном Лондоне. Фильм рассказывает о рабочей семье, живущей среди бедности, запрещенных веществ и бесконечных ссор. В центре — Рэй Уинстон в роли Рэя, мужчины, который пытается держать семью, но на деле рушит ее.Токсичная маскулинность здесь не метафора, а реальность, прописанная в каждом движении героя. Насилие становится его главным языком: он унижает жену, терроризирует близких, путает агрессию с заботой. Олдмен показывает, что такая мужественность — это наследие среды: поколениями мужчины учатся подавлять страх и боль яростью и алкоголем. Фильм тяжелый и почти документально жестокий. Камера не отводит взгляда от унижения и побоев, заставляя зрителя оставаться внутри этого ада.
«Парни из Фэнкуэй» (Feng gui lai de ren), 1983

Кадр из фильма
Страна: ТайваньЖанр: драмаРежиссер: Хоу СяосяньРейтинг Кинопоиска: 7.0В этом фильме компания подростков покидает рыбацкую деревню ради большого города. Они гоняются за девушками, ищут острых ощущений и одобрения друг друга. Но на самом деле преследуют нечто более неуловимое: пытаются поймать собственную, еще не оформленную идентичность.
Маскулинность тут похожа на игру: подколы, вызовы, подталкивание к ошибкам. Но за этой бравадой прячется растерянность. Режиссер не выносит приговоров, он наблюдает. Его долгие планы терпеливо ждут, пока напускная бравада рассыплется. Токсичность здесь еще несмертельна, но уже ощутима. Мягкость воспринимается как слабость, а жесткость — как единственное верное средство.Не пропустите! 10 самых непо́нятых фильмов всех времен и народов.
«Пять легких пьес» (Five Easy Pieces), 1970

Кадр из фильма
Страна: СШАЖанр: драмаРежиссер: Боб РейфелсонРейтинг Кинопоиска: 7.4В этой картине Джек Николсон играет Бобби Дюпе — мужчину, который не ввязывается драки и криминал, но с не менее разрушительной маскулинностью. Он мечется между работами и женщинами, путая беспокойство со свободой. И попросту неспособен на близость.Его бунт пуст. Он язвит в адрес девушки, рушит связи, уходит от любой ответственности. Здесь маскулинность — это отсутствие нежности, мужества, готовности остаться. Бобби причиняет боль без кулаков — равнодушием. Режиссер Боб Рейфелсон подает героя как харизматичного, но невыносимого. Николсон притягивает, и вместе с тем каждая сцена заражена отчуждением.
«Если…» (If…), 1968

Кадр из фильма
Страна: ВеликобританияЖанр: драма, криминалРежиссер: Линдсей АндерсонРейтинг Кинопоиска: 7.4Действие фильма разворачивается в британской закрытой школе. На первый взгляд, это история бунта, но в основе лежит исследование маскулинности, выращенной в неволе. Подростки живут в мире формы, ритуалов и унижений. Власть обучает их жестокости раньше зрелости. Они травят слабых, дерутся и мечтают о свободе, но их восстание отравлено теми же структурами, которые они ненавидят.Персонаж Малкольма Макдауэлла, Мик Трэвис, возглавляет мятеж, но и его сопротивление пронизано насилием. Они грезят о любви, но выражают ее через ярость. Они воображают свободу, но воспроизводят доминирование. Режиссер вплетает в фильм сюрреалистические переходы из черно-белого в цветное, словно сама реальность не выдерживает происходящего безумия.
«Мужья» (Husbands), 1970

Кадр из фильма
Страна: СШАЖанр: драма, комедияРежиссер: Джон КассаветисРейтинг Кинопоиска: 7.5«Мужья» — это крик в пустоту, посвященный бессодержательной сердцевине мужской дружбы. Трое пригородных мужчин теряют друга и реагируют единственно доступным им способом — бегством от признания утраты. Они пьют. Играют в азартные игры. Смеются до хрипоты. Пристают к случайным людям. Убегают в Лондон в поисках ночи, которая сможет стереть страх. Но ничто его не стирает.Фильм невыносим именно потому, что он реален. Маскулинность здесь — бесконечная постановка, когда мужчины заполняют пустоту шумом, потому что тишина слишком страшна. Женщины для них — реквизит, друг друга они воспринимают как соперников, самих себя — как шутку. Скорбь превращается в отрицание, а отрицание — в жестокость. И еще! 10 мощных хорроров, о которых все забыли.
«Большая жратва» (La grande bouffe), 1973

Кадр из фильма
Страна: Франция, ИталияЖанр: драма, комедияРежиссер: Марко ФеррериРейтинг Кинопоиска: 7.5Сюжет фильма: четверо буржуа запираются в вилле, чтобы закормить себя до смерти. Звучит абсурдно, но на экране превращается в гротеск одно из самых мрачных изображений маскулинности в европейском кино. Они обжираются всем: едой, сексом и прочими излишествами до полного краха. Удовольствие здесь не радость, а отчаяние. Они потребляют лишь потому, что больше ничего не чувствуют. Маскулинность показана не как сила, а как саморазрушение, замаскированное под аппетит.
«Вальсирующие» (Les valseuses), 1974

Кадр из фильма
Страна: ФранцияЖанр: комедия, драма, криминалРежиссер: Бертран БлиеРейтинг Кинопоиска: 7.7Это роуд-муви, комедия и провокация, но прежде всего — портрет мужчин, путающих свободу с разрушением. Жерар Депардье и Патрик Девер играют мелких преступников, которые колесят по Франции, оставляя после себя хаос. Они угоняют машины, пристают к женщинам, ломают все, к чему прикасаются.Поразительно другое: в их разгуле почти нет радости. Сексуальность превращается в агрессию, юмор — в злость. Они ведут себя так лишь потому, что не могут остановиться и взглянуть в пустоту внутри себя. Маскулинность здесь дикарская, повторяющаяся, жалкая.
«Маменькины сынки» (I vitelloni), 1953

Кадр из фильма
Страна: Италия, ФранцияЖанр: драма, комедияРежиссер: Федерико ФеллиниРейтинг Кинопоиска: 7.7До того как Феллини обратился к сюрреализму, он снял «Маменькиных сынков» — тихое, но беспощадное разоблачение провинциальной маскулинности. Фильм рассказывает о компании молодых людей, бесцельно прожигающих жизнь в небольшом городке. Они бегают за женщинами, издеваются друг над другом и строят планы, которым никогда не суждено сбыться.Они не чудовища и не агрессоры, а просто эгоистичные и трусливые. Феллини смотрит на них одновременно с насмешкой и состраданием. Эти юнцы вцепились в подростковость, потому что взрослая жизнь слишком явно обнажила бы их внутреннюю пустоту. Женщины для них — трофеи, дружба — удобство, семья — обязанность. Маскулинность здесь застывает, превращаясь в вязкое болото, которое держит их на месте год за годом.
Свежие комментарии