На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

MAXIM Online

875 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Анекдот в тему: На собрании писателей Молдовы поэт пожаловался, что его русская жена не хочет учить молдавский. "Так ...Самые известные п...
  • Ингерман Ланская
    95% экс-савейских не осилят тест т.к. 80% - это экс-хабзайцы, 10% - экс-заушники, 5% - давно всё забыли... крому колб...10 элементарных в...
  • Владимир
    Не из той двери журнал принесли?#Нюдсочетверг: от...

10 фактов о советских самолетах, которые мало кто знает. Часть 2

Тогда летали по-другому!

Продолжение статьи 10 забытых и малоизвестных фактов о советских самолетах

На борту авиалайнера Ту-114, 1959 год.

, фото: Getty Images

Первые Ту-104 (без буквы) и Ту-114 имели салоны двойного назначения. До этого в качестве «правительственных» использовали специально оборудованные Ил-12 и Ил-14.

Новые газотурбинные машины были гораздо больше и дороже.Андрей Николаевич Туполев посчитал, что строить такие дорогие специальные самолеты для государственных делегаций слишком дорого и предполагал использовать их и на регулярных рейсах и при необходимости возить на них официальных лиц. Именно поэтому на Ту-104 впереди были два отсека с диванами, а сзади — салон первого класса. Поэтому и возил он всего 50 пассажиров — но с высоким уровнем комфорта.

Разнообразие салонов Ту-114 тоже связано с этим их особым предназначением: купе в самой тихой и спокойной зоне, за крылом, предназначались для первых лиц и членов их семей; первый и третий салоны в носу и хвосте — для собственно делегаций, а во втором салоне, расположенном прямо рядом с восемью огромными винтами, пассажирам полагалось находиться только временно — во время обеда или ужина.

Этот салон назывался рестораном, и имел особую компоновку — пары трехместных диванов лицом к лицу с большим столом между ними. В нем было 48 мест — как раз для того, чтобы 95 пассажиров из переднего и заднего салонов поели в две смены. Пассажиры купе получали питание на месте.На обычных рейсах все билеты продавались по одинаковым тарифам. Самые неудобные места, в купе и «ресторане», продавали в последнюю очередь.

Пассажирские Ан-24РВ, грузовые Ан-26 всех модификаций и специальный самолет для аэрофотосъемки Ан-30 имеют два пропеллера, но три двигателя. В правой мотогондоле размещается вспомогательная силовая установка РУ19-300. Этот турбореактивный двигатель разработали для учебно-тренировочного самолета Як-30, который в производство не пошел. На самолетах Антонова он используется и для запуска основных двигателей, и для создания дополнительной тяги при взлете в сложных условиях. Его сопло можно увидеть в хвостовой части правой мотогондолы.

Военно-транспортный самолет Ан-24РТ. Погрузка легкового автомобиля «Волга». 01.07.1969

, фото:

РИА Новости

Аэровокзалы в новых московских аэропортах шестидесятых годов, Шереметьево и Домодедово, проектировались с расчетом на установку телескопических трапов. Телетрапы купили в Нидерландах такие же, как для аэропорта Амстердама. Их установили в начале семидесятых — по два в каждом аэропорту, в Шереметьево на «рюмку», в Домодедово на восточную галерею. Но использовали нечасто: говорят, они не очень хорошо работали зимой. Скорее всего проблема в слишком маленьких колесах, которые плохо преодолевали снег.

В Домодедово же места для установки телетрапов были расположены в расчете на самолеты типа Ил-18 и Ту-104, у которых двери для пассажиров есть и и перед крылом, и за ним. Но в семидесятые все основные советские типы имели двигатели в хвостовой части, а двери в передней, и запланированная для Домодедово схема была для них неудобной.В середине семидесятых телетрапы демонтировали и отправили в новый аэропорт Ташкента — там делали промежуточные посадки рейсы разных авиакомпаний на пути между Европой и юго-восточной Азией.Телетрапы в Шереметьево мелькают в кадре «Невероятных приключений итальянцев в России».

фото:

кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», 1973

Леденцы под названием «Взлётные» в семидесятые и восьмидесятые были привычным атрибутом полётов в СССР: их раздавали перед взлетом и посадкой. В самолетах после пятидесятых годов салон хотя и герметичный, давление внутри все же снижается в процессе набора высоты — и на крейсерском эшелоне оно может быть таким же, как на высоте 2400 метров. Сосательные движения и сглатывание помогает компенсировать перепад давления, который вызывает закладывание ушей.

фото:

соцсети

Когда появились эти «авиационные» карамели, точно не известно — скорее всего вместе с Ту-104. В нем перепады давления ощущали не только люди, но и чернильные автоматические ручки, так что пассажирам раздавали специальные пакетики для них, чтобы если чернила потекут, то не хотя бы не испачкали одежду. По ГОСТ они отличались от обычных конфет кислым вкусом: 26 градусов в пересчете на лимонную кислоту. Что за «градусы» мы не в курсе, но для других видов карамели их положено до 16, а для витаминизированной 20. Возможно, для борьбы с укачиванием? Судя по некоторым воспоминаниям, «Взлётная» карамель была меньше обычных. На коротких рейсах на Ан-24 или Як-40 конфеты перед взлетом и холодные напитки (обычно это была минеральная вода и лимонад) после набора высоты составляли весь набор обслуживания. Иногда «настоящие аэрофлотовские» леденцы заменяли на общедоступные, типа «Барбариса».В США для той же цели предлагали жевательную резинку. Остается надеяться, что пассажиры были с ней аккуратны и не лепили куда попало.

Passengers sit inside the Yakovlev YAK-42 of Aeroflot Soviet Airlines, USSR.

, фото: Getty Images

Первый советский широкофюзеляжный (то есть с двумя проходами вдоль салона) самолет Ил-86 имел две палубы. Чтобы снизить нагрузку на аэропортовские службы, на нем сделали встроенные трапы и возможность перевозить багаж при себе — то есть пассажиры сами несли свои чемоданы до самолета, оставляли его полках на нижней палубе, а потом поднимались по внутренним лестницам на основную, верхнюю палубу. Нижнюю палубу использовали также для размещения кухни, из которой тележки с питанием доставляли на верхнюю лифт. В проекте был и бар для пассажиров первого класса, но его так и не сделали. В самолете была предусмотрена и возможность перевозить багаж и грузы в контейнерах.

В процессе эксплуатации можно было менять соотношение числа контейнеров и полок для ручной клади. Так что на зарубежных рейсах Ил-86 весь багаж возили в контейнерах, а пассажиров сажали через телетрапы, которые пристыковывали к дверям на верхней палубе. Хотя встроенные трапы пригождались ив некоторых зарубежных аэропортах.На нижней палубе можно было установить и сотню пассажирских кресел — тогда вместимость увеличивалась с 350 до 450 пассажиров. Эту возможность реализовывали обычно при перевозке призывников: все-таки лететь без иллюминаторов и с туалетом, к которому надо идти по лестнице, платным пассажирам не очень нравилось.

Пассажиры Ил-86, 1980-е

, фото:

Борис Корзин/aviaforum.ru

Первые эксперименты с показом на борту фильмов начались в СССР на Ан-10, на борту которого пробовали ставить кинопроектор. Но рейсы у него были не очень длинные, так что нужды в развлечениях для пассажиров был не очень острой. Потом на одном Ту-134 попробовали развесить небольшие телевизоры над креслами. Тут тоже дело ограничилось экспериментами. А на Ил-86 уже штатно ставили видеомагнитофоны с большими проекторами в каждом из трех салонов. Использовались они не очень часто, но все-таки некоторым пассажирам удалось посмотреть кино или мультфильмы на борту этого самолета еще в советские времена.

фото: Getty Images

Бизнес-класс, ныне у многих авиакомпаний самый роскошный, у «Аэрофлота» появился в 1988 году по образцу зарубежных авиакомпаний — его сначала делали промежуточным между первым и экономическим. В СССР его назвали «деловым»: то есть просто перевели с английского. Кресла такие же, как в эконом-классе, но с увеличенным шагом, а вот питание, норма багажа и обслуживание в аэропорту как у первого — с отдельной стойкой регистрации и специальным залом ожидания (лаунджем).

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх