На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

MAXIM Online

934 подписчика

Свежие комментарии

Самые дерзкие ограбления музеев в истории

Как преступники обводили вокруг пальца охрану лучших музеев мира, и почему часть украденных шедевров так и не нашлась.

фото:

AI

19 октября 2025 года было совершено ограбление музея Лувр в Париже. Четверо преступников потратили всего семь минут, но зато успели проникнуть в Галерею Аполлона и вынести девять предметов из коллекции украшений Наполеона и императрицы Жозефины, в том числе ожерелье, брошь и диадему.

Также чуть позже у музея нашли сломанную корону императрицы Евгении. Это происшествие навсегда войдет в список самых главных ограблений века, а то и всей истории.Но это далеко не первое крупное ограбление музея, потрясшее весь мир. В этом материале мы вспоминаем самые дерзкие и загадочные музейные ограбления в истории, от «Моны Лизы» до кражи с вертолетом. Некоторые украденные шедевры до сих пор числятся пропавшими, другие — сожжены, а кое-кто из грабителей стал народным героем.

1. Бостон, 1990: кража века в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер

Украденная картина Рембрандта «Буря» из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Рама картины служит символом кражи. Бостон, США , 22 октября 2021 г.:

, фото: Renata Tyburczy

18 марта 1990 года рано утром двое мужчин, переодетых полицейскими, позвонили в дверь музея и сообщили охране, что приехали по вызову. Охранники открыли им и тут же были связаны. За 81 минуту грабители вынесли 13 шедевров стоимостью более 500 миллионов долларов: полотна Рембрандта, Вермеера, Дега.

«Концерт». Худ. Ян Вермеер (1632–1675) Картина украдена в марте 1990 г. Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.

, фото: akg-images

Самое странное в ограблении то, что некоторые картины они аккуратно вырезали из рам, а другие оставили, хотя стоили миллионы.

До сих пор ни один предмет не найден, а на месте пустых рам висят таблички «Похищено в 1990 году». Это считается крупнейшей нераскрытой кражей искусства в истории.Кстати, об этом мы уже писали: Пять дерзких ограблений века (этого и прошлого).

2. Париж, 1911: когда украли Мону Лизу

Место на стене Галереи Карре Лувра, Париж, где «Мона Лиза» выставлялась до кражи, 1911 год.

, фото: Legion Media

Мона Лиза в Лувре, 1911.

, фото: Svintage Archive

21 августа 1911 года Лувр проснулся без своей главной картины. Утром сотрудники заметили пустое место на стене, где еще вчера была «Мона Лиза». Поначалу подумали, что картину просто сняли для фотосессии, но вскоре стало ясно, что ее украли. Как позже выяснилось, вором оказался итальянский плотник Винченцо Перуджа, который раньше работал в музее и знал здание изнутри. Накануне он спрятался в кладовке, а утром, когда музей был закрыт, спокойно снял картину со стены, вынул из рамы и спрятал под плащом и просто вышел с ней через черный ход.

Эта реконструкция событий показывает, как Винченцо Перуджа совершил то, что называют крупнейшей кражей произведений искусства XX века — похищение Моны Лизы из Лувра 21 августа 1911 года

, фото: Roger Viollet/Getty Images

Целых два года весь мир гадал, где шедевр. Под подозрением даже оказался Пабло Пикассо. Но в 1913 году Перуджа выдал себя: он попытался продать «Мону Лизу» галерее во Флоренции, утверждая, что хочет вернуть «итальянское сокровище на родину». Его арестовали, а в Италии сочли почти героем-патриотом. Суд дал ему всего семь месяцев тюрьмы, а «Джоконда» вернулась в Лувр.

3. Осло, 2004: похищение «Крика» Эдварда Мунка

Картины «Крик» и «Мадонна» Эдварда Мунка были похищены из Музея Мунка в Осло в 2004 году.

, фото:

Legion Media

22 августа 2004 года среди бела дня в Музей Мунка в Осло ворвались двое мужчин в масках. Угрожая оружием, они сняли со стены «Крик» и «Мадонну». Затем спокойно вышли на улицу, где их ждала машина. Вся операция заняла меньше минуты. Полиция подняла на ноги весь Осло, но грабители будто растворились. Только через два года, в 2006-м, картины удалось вернуть. При этом они были довольно потрепанными, со следами повреждений и грязи. Их реставрация заняла месяцы. При этом воры, пойманные позже, так и не объяснили, зачем им понадобились работы, которые невозможно продать.

Интересный факт: за десять лет до этого другой вариант «Крика» уже похищали. Тогда воры оставили записку с надписью: «Спасибо за плохую охрану».

4. Роттердам, 2012: шедевры в огне

Музей Кунстхал в Роттердаме

, фото: C3455 Robert B. Fishman/Legion Media

В октябре 2012 года музей Кунстхал в Роттердаме стал местом одной из самых быстрых и разрушительных краж в истории искусства. Рано утром, когда сигнализация временно не работала, группа румынских грабителей проникла в здание и за почти 90 секунд сняла со стен семь шедевров: работы Пикассо, Моне, Матисса, Гогена и других мастеров общей стоимостью свыше 100 миллионов евро. Камеры зафиксировали преступников, но лица распознать не удалось из-за капюшонов.Через несколько месяцев преступников нашли в Румынии, однако шедевров при них не оказалось. Позже мать одного из участников призналась, что сожгла картины в печи, боясь, что они станут доказательством против сына. Эксперты обнаружили в золе следы старинной краски, холста и гвоздей от рам.

«Девушка перед открытым окном», 1898, Поль Гоген

, фото:

wikipedia

«Мост Ватерлоо, Лондон», 1901, Клод Моне.

, фото:

wikipedia

«Автопортрет», 1890, Мейер де Хаан

, фото:

wikipedia

«Мост Чаринг-Кросс, Лондон», 1901, Клод Моне.

, фото:

wikipedia

5. Лондон, 1961: «Гойя для шантажа»

В январе 1961 года из Национальной галереи в Лондоне исчезла картина Франсиско Гойи «Портрет герцога Веллингтона». Это была первая крупная кража в истории музея.

Справа Майкл Леви, помощник хранителя Национальной галереи в Лондоне, обсуждает состояние портрета герцога Веллингтона работы Гойи с Артуром Лукасом, главным реставратором, после того, как портрет был возвращён в галерею после кражи в 1966 году. 4 мая 1965 года

, фото: Douglas Miller/Getty Images

Преступление выглядело дерзко и абсурдно одновременно: кто-то просто снял полотно со стены, когда охрана отвлеклась. Через несколько дней в газеты начали приходить письма от похитителя, который называл себя Кемптоном Бантоном. Он требовал, чтобы правительство направило 140 тысяч фунтов (примерно столько стоила картина) на оплату телевидения для британских пенсионеров, которые не могли себе его позволить.Полиция не воспринимала это всерьез, пока через четыре года Бантон не явился сам с чистосердечным признанием и заявлением, что это была «моральная акция протеста». Картина вернулась невредимой, а Бантон, пожилой почтальон с Юга Англии, получил символический приговор, три месяца тюрьмы. История вошла в фольклор как самое вежливое и гуманное ограбление в истории Великобритании и даже легла в основу фильма «Герцог» (The Duke) 2020 года с Джимом Бродбентом и Хелен Миррен.Про ограбление в музейном комплексе «Зеленый свод» (Германия) читайте тут: Как похищают драгоценности: самые крутые ограбления XXI века.

6. Стокгольм, 2000: грабители с вертолетом

фото: John

В декабре 2000 года Стокгольм пережил ограбление, достойное сценария голливудского боевика. Рано утром группа вооруженных людей приземлилась на крыше музея на вертолете, быстро спустилась внутрь и за несколько минут похитила три картины, в том числе работы Ренуара и Рембрандта общей стоимостью около 30 миллионов долларов. Все было продумано до мелочей: чтобы выиграть время, преступники разбросали по дорогам вокруг музея металлические шипы и даже заложили муляжи бомб у полицейских участков, блокировав вылет других вертолетов.

Автопортрет Рембранта, который был похищен в 2000 году из Национального музея Швеции.

, фото: Rights to be cleared for artworks not in public domain. No model release.

Расследование растянулось на годы. Несмотря на то, что некоторые из участников были задержаны, картины исчезли из поля зрения на целое десятилетие. Позже часть похищенных полотен удалось вернуть: их нашли в подпольных хранилищах и даже в гараже в пригороде Стокгольма. Однако до сих пор остается неясно, кто именно стоял за воздушным налетом и кто профинансировал такую операцию.

7. Амстердам, 2002 — кража в Музее Ван Гога

7 декабря 2002 года Музей Ван Гога в Амстердаме стал местом одной из самых быстрых и наглых краж в истории Нидерландов. Около 7 утра двое мужчин, вооруженные лишь лестницей и кувалдой, забрались на крышу, разбили окно и всего за три минуты вынесли два полотна: «Вид на море у Схевенингена» (1882) и «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884). Сигнализация сработала, но охрана прибыла слишком поздно. К тому моменту грабители уже скрылись на велосипедах.Полиции удалось задержать преступников, но картины долгое время считались безвозвратно утерянными. Лишь в 2016 году Интерпол сообщил, что полотна обнаружены в доме итальянского мафиози Рокко Моретти, связанного с кланом Каморры, во время крупной антинаркотической операции в Неаполе. Работы оказались в неплохом состоянии и вернулись в музей спустя 14 лет после кражи.А вы знали, что из «Третьяковки» тоже воровали? Читайте тут! Лучшие шутки о краже картины Куинджи «Ай-Петри. Крым».

Почему грабителей не торопятся ловить

Полиция нередко знает, кто стоит за кражей, но не может доказать вину без картины. Шедевры не продашь на аукционе. Поэтому их или прячут десятилетиями, или используют как «валюту» в криминальных сделках.Полиция и спецслужбы большинства стран ставят кражи искусства в нижнюю часть приоритетов. Убийства, терроризм, наркотрафик, финансовые преступления — все это требует больше ресурсов. Поэтому расследования «художественных» дел часто ведут небольшие отделы. По оценкам Интерпола, на черном рынке искусства сегодня обращается около 50 000 похищенных произведений, и это лишь верхушка айсберга.

Ссылка на первоисточник
наверх