В конце XIX века у монстров произошла революция: из фольклора и мифологии они перешли в литературу, высокую и пониже, и с тех пор завоевали весь мир. Но их образы не стали бы настолько популярными, если бы не отражали страхов и желаний людей, не ставили глубоких вопросов о жизни и о том, что значит быть человеком.
Представляем вам сведения о пятерке самых известных монстров литературы, взятые из книги «Монстры у порога» — первого совместного проекта издательства «МИФ» и онлайн-лектория «Страдариум».
Мефистофель
Первая часть трагедии «Фауст», из которой мы все и знаем про Мефистофеля, вышла в 1808 году. Раньше легенда о докторе Фаусте была народным преданием и разыгрывалась в уличных сценках, но в литературу вошла благодаря Гёте.
Если Мефистофель и дьявол, то специфический. К Фаусту его отправляет сам Господь, чтобы тот подвиг его не просиживать штаны, а активно действовать. Одной рукой он творит, разумеется, зло, но другой — добро. Это вообще не падший ангел с рогами, а трикстер, который всего лишь исполняет человеческие желания и смотрит, как те выходят боком. Он даже не искушает Фауста, а помогает ему сполна испытать весь «человеческий удел», а затем сгинуть. Но в этом и состоит Фаустово желание.
Существо Франкенштейна
Мэри Шелли создала своего «Франкенштейна» в 19 лет, когда они вместе с Байроном и ее будущим мужем сидели холодным летом на даче и выдумывали страшилки.
По сюжету доктор (бывший оккультист) создает человека из частей трупов и оживляет его при помощи электричества. Монстр должен был выйти красивым и соразмерным: сложен как греческий атлет, за 2 метра ростом, с длинными черными волосами. Однако вышел уродом. Но проблема даже не в этом: Существо отчаянно стремилось к любви и близости, тогда как люди только шарахались от него и гнали прочь. В итоге оно озлобилось и принялось убивать всех, кто был близок доктору.
В итоге возникает вопрос: а кто здесь на самом деле монстр — творец или творение? Ничто человеческое не чуждо созданию Франкенштейна, как и ничто чудовищное не чуждо самому человеку.
Вий
Однажды ночью студент-философ Киевской семинарии Хома Брут одолевает ведьму, а затем получает от богатого сотника пугающее поручение — три ночи молиться по его умершей дочери (той самой ведьме). Две ночи ведьма просто его пугает, а на третью призывает нечисть в сопровождении Вия — чудовища с железным лицом и веками до самой земли. Не удержавшись, Хома глядит ему в глаза и погибает.
Таков сюжет мистической повести, впервые опубликованной Гоголем в 1935 году в сборнике «Миргород». «Вий — есть колоссальное простонародного воображения», — так он писал о своем персонаже. Якобы это имя «начальника гномов», а сама повесть — народное предание, немудреным образом пересказанное.
Описание от начала до конца лукавое: никаких гномов в местном фольклоре нет, Вия Гоголь придумал сам, а история бесконечно запутанная. Источником вдохновения ему служили как фольклор (например, образ святого Касьяна, который губит урожай одним взглядом), так и литература, в частности баллада «Ведьма из Беркли» Роберта Саути, откуда были взяты и ведьма, и ее хозяин-дьявол.
Вампир
Изначально всякого рода кровопийцы и упыри — персонажи фольклора, а в литературу проникли только на рубеже XVIII–XIX веков. Тем же летом 1816 года, когда возник «Франкенштейн», Байрон сочинил повесть о некоем демоническом лорде, которую переработал и издал под именем Байрона его врач Джон Полидори. И да, после этого они разругались насмерть, а Полидори спустя два года отравился.
Лорд Рутвен, главный персонаж новеллы, — мрачный господин с пепельной кожей и полным отсутствием эмпатии, имеющий в обществе репутацию сердцееда. В итоге он совращает двух женщин, близких своему «другу», юному аристократу Обри, чья сестра выходит за Рутвена, а потом ее находят мертвой.
В повести Полидори вампир впервые становится не гнусным живым мертвецом, а респектабельным, хотя и порочным господином. Здесь же впервые возникает ассоциация между укусом и соблазнением (мужчины его не интересуют), а также идея, что лучшая защита от упыря — не осиновый кол, а высокий «облико морале».
Дракула
От Рутвена недалеко и до Дракулы — самого известного литературного монстра, героя многочисленных фильмов, сериалов и иных продуктов масскульта. Но в чем секрет его привлекательности? Что он символизирует?
Готовясь совершить «набег» в самое сердце Британской империи, граф Дракула объявляет себя потомком Аттилы — предводителя гуннов, когда-то нанесших удар по Римской империи. Несмотря на талант соблазнителя, у Дракулы есть звериные черты — например, короткие толстые пальцы и волосы на ладонях. Еще ему служат волки и другие демонические существа: цыгане, словаки и румыны. А сам он раздает взятки, скупает недвижимость в Лондоне и порочит юных дев.
Иначе говоря, Дракула — это воплощение страхов «цивилизованного» мира перед агрессивным и неумытым Востоком, сексуальностью и чужим богатством.
Свежие комментарии