«Сделай сам» история.
От редакции. «Здрасьте, с вами Даня Крастер», — фраза, после которой на канале BNB уже больше 10 лет творится контролируемое (ну, почти) научное безумие. Варка самогона из энергетиков, создание меча Блэйда, погружение овощей в жидкий азот и обзор дерьмовых инструментов.
Это где-то 1/100 того, что делает Крастер и его команда.Впереди вас ждет невероятный разговор о популярной науке и любви ко всему новому. Как начать с панк-угара в гараже и прийти к проектам на дорогущем ЧПУ станке и мыслям о собственном шоу. Зачем нанимать в 30+ лет репетитора и что отвечать тем, кто думает, что на технических факультетах весело учиться.
Этот материал — часть большого проекта «Топ-50 историй MAXIM». Переходите на страницу и голосуйте за понравившиеся тексты.
Когда тебе надо где-то представиться, ты представляешься как кто? Я Даня Крастер, и я…
Популяризатор ручного труда, в первую очередь. Научного подхода в какой-то степени. Иногда я говорю, что популяризатор науки. Но, честно говоря, это немного такое громогласное (есть такое слово?) заявление. Потому что в сравнении с тем же Андреем Коняевым мы фигнёй в гараже занимаемся, по большому счёту. Но всё же у нас присутствует большой такой пласт знаний, который мы используем. А так я автор контента, в какой-то степени ремесленник.
Сейчас популярны видеоблоги жанра «чувак строит хижину в лесу». И для зрителей это скорее медитация. А есть профессионалы, которые популярно объясняют, как что работает — и это научный контент. Вы существуете будто на стыке. Это классно, потому что конкуренции меньше, или это сложнее, потому что надо постоянно выдерживать грань?
Это будет длиииинный ответ. Ты говоришь про каналы, где люди что-то делают руками, а другие люди на это смотрят. И мне кажется, что это вообще первичный и простейший формат обучения. Потому что я так учился, к примеру. В старину так учились, мне кажется. Не было школы столяров, учебников. Сын смотрел за работой отца, сам что-то пробовал. И так из поколения в поколение. Поэтому для меня формат наблюдения за деятельностью — это обучение совершенно точно.
Я начал смотреть «ютуб» примерно лет в 15-16. И мне всегда было интересно найти на нем что-то развивающее, а не разжижающее. Если что, я вообще не против разжижающего мозг контента – он отлично снимает напряжение и отвлекает. Но развивающий контент нас тоже привлекал, а что-то из увиденного мы пытались потом повторить в гараже.
По итогу вместо подготовки к вступительным экзаменам в институте мы с друзьями строили арбалет. Потому что нам не нравилось зубрить теорию, которая непонятно как вообще будет использоваться потом.
Я уже тогда понимал, что созидание и конструирование, даже через ошибки или поломки, оно гораздо интереснее и сильнее развивает голову. И в первую очередь ты задаешься вопросами. То есть ты что-то попробовал, не получилось, и ты задаешься вопросами, начинаешь копать с неподдельным интересом.
Прости, мне нужно сделать тут техническую разбивку, чтобы ответ поместился на один экран смартфона.
Без проблем! Так вот, когда есть цель — разбираться в вопросе легче. Как это починить, черт возьми, к завтрашнему дню, чтобы оно стрелять начало. Цикл «сделал — не получилось — разобрался — повторил» очень важен, потому что я на нем научился вообще всему.
Ты спрашивал о контенте, легко ли его делать. Я умею делать развлекательные видео, мы строили картофелепушку, вейп из сварочного аппарата, варили самогон из энергетиков.
Но чаще мы идем по самому сложному пути. Потому что моя идеология не в том, чтобы стать максимально популярным, заработать кучу денег и везде себя показать. В первую очередь я ставлю целью перед собой — это развить интерес у людей к изобретательству. Поэтому, конечно, мы делаем контент в интернете, а значит должны быть угодными алгоритмам, роботам, соцсетям и прочему. Но все это ради внедрения идеи заниматься изобретениями и изучать ремесла.
Это сложно. Каналу 13 лет, а мы до сих пор в поиске золотой середины между изобретательством и блогингом. У нас есть, можно сказать, конструкторское бюро, которое каждую неделю изобретает что-то. То есть мы каждую неделю производим какую-то новую вещь, которую, по большому счёту, можно доработать и на рынок выпускать в массовом масштабе.
Например?
Мы недавно сделали конструктор, кран из детского советского конструктора, металлический, но увеличили в 5−6 раз. И этот кран смог меня поднять (70 кг). Нам было весело очень. А люди начали спрашивать: где это купить?! Научиться совмещать какой-то сторителлинг с процессом изготовления прототипов — для этого очень-очень долгий путь был проделан.
Это сложнее гораздо, чем выпускать развлекательный контент, в котором несколько популярных людей собираются на площадке. Там может быть 100 человек съемочной команды и еще столько же в производстве, но сами съемки займут два часа. У нас же это путь от недели до месяца, грубо говоря.
Самое сложное помнишь?
Мы как-то делали «Ножемет» из мультика «Рик и Морти». Только им занимались, все отложили. Полтора месяца съемок ушло. Потому что снимать надо было поэтапно и процесс не ускорить. 9 женщин не родят ребенка за месяц.
Есть авторы, которые за год выпускают 2-3 видео. И могут заниматься только этими проектами. Но мы тоже стараемся делать крутой контент! Я даже считаю, что один из самых лучших в жанре российского DIY-научпопа.
Ты жалеешь о том, что пошел по этому пути?
Нет. Мне это очень интересно. И всегда было интересно. Я горю этим. Если завтра некуда будет выгружать видосы, я все равно первым делом пойду ковыряться в гараже. Это моё хобби, в первую очередь. Я в этом реализуюсь. Когда мне приходится отвлекаться на подготовительные работы, сценарий писать, еще что-то — я в небольшую депрессию впадаю. Мне хочется что-то посверлить, мне хочется побить молотком. Хочется в конце концов почувствовать вещь в руках, результат моего труда
Так что мы существуем между позицией привнести в мир то, что мы любим, и маркетингом с кинопроизводством, чтобы не оставаться в забвении.
Ты расстраиваешься, когда на обзоре дешевых инструментов за 4 дня миллион просмотров, а на трудоемком проекте за месяц 600 тысяч?
Люди любят обзоры хреновых инструментов. Этот формат существует для медиа, для аудитории.
Цифры, конечно же, расстраивают. Хотелось бы, в первую очередь, чтобы люди смотрели развивающие видео. Те, в которые мы вкладываем обучающую часть, какую-то историческую. И у нас неплохо, кстати, собирают видео в формате научпанк, так называемый. В простонародье – научпоп. Это достаточно выдержанный формат, который хорошо набирает, это радует.
Есть комментарий про тебя: «Я вместе с Крастером сначала учился взламывать замки, потом мы варили самогон из энергетиков. Затем у нас был батин гараж, а теперь мы работаем за ЧПУ-станком за 3 млн рублей». Ты эти этапы как-то замечал отслеживал или они бесшовно сменялись?
Мне 33 года, я лысеть начал с этим каналом. Молодость прошла безвозвратно!
Когда мы начинали в гараже, я мечтал о том, как однажды мы дойдем до космических технологий и создадим нечто невероятное. Но реальность оказалась суровой: рамки одной недели на производство видео разбивают мечты. Например, изготовление станка отняло у нас кучу времени и сил. К счастью, это было в период, когда рынок рекламы был на дне, и заказов почти не было. Мы фактически работали в ноль, что дало нам возможность погрузиться в эту задачу.
В гараже, где всё началось, мы постепенно перешли от хобби к более серьёзным проектам. Мы подошли к тому этапу, где уже не успеваем учиться всему. Раньше я горел желанием освоить всё — от музыкальных инструментов до металлообработки. Работа на станках до сих пор приносит мне удовольствие, но путь, который мы прошли, был непростым. И я понимаю, что людям уже не так интересно смотреть контент, в котором я часами оттачиваю умение работать на одном станке. Интереснее смотреть, как я кривой киянкой что-то пытаюсь выстучать.
Однако прогресс неизбежен, теперь у нас целый арсенал инструментов, и это не игрушки. Всё это было частью пути — от панковского трэша до мастерской с тысячами приспособлений.
Как часто тебе пишут или говорят: «Посмотрел твои видосы и решил поступать в технический ВУЗ, а там оказалось скучно»?
Блин, я на самом деле очень переживаю за тех людей, которые посмотрят наш контент и такие «О-о-о, инженерная специальность — это суперкрутая вещь! Там весело и угарно!». Как я когда-то подумал, смотря на «Разрушители мифов». Веселье, которое происходит на видео, это 10% айсберга. Остальное — зубрежка, расчеты, тихое ковыряние всего и так далее. А технические специальности — вообще куча драконов, которых надо побеждать постоянно, чтобы хоть что-то там понять, чем-то овладеть и так далее.
Замечу: ни один человек не сказал еще, что повелся на на веселье, пошел в технический, и там оказалось полное говно неинтересное. Но я хочу передать ребятам, которые все-таки пойдут: будьте аккуратнее, понимайте, что это серьезная вещь.
Как ты относишься к критике, которая отличается от обычной критики блогеров? Им пишут «ты лох», а тебе пишут «ты лох, у тебя на 12:03 шов сварки кривой».
Раньше жопа горела конкретно. Очень сильно. Особенно в один из кризисных моментов, когда я просто потерялся, я не понимал, кто я вообще, чем я занимаюсь, что я такое. А еще и в комментах насыпают…
Когда мне важно было одобрение вот этого вот круга людей, для которых я делаю, у меня конкретно поджигало жопу от хейтеров. Хотя считается, что за несколько лет на ютубе перестаешь реагировать на критику. Только после того, как ты понимаешь, кто ты такой, что ты делаешь и зачем ты этим вообще занимаешься.
Насчет конструктивной критики я вообще всегда за. К сожалению, люди, которые разбираются, редко пишут в комментариях. Их либо мало среди аудитории, либо они выбирают молчать.
А какая-то коммуникация вне интернета?
Да, я напоминаю себе, что обязан попробовать организовать какие-то сходки, какие-то мероприятия для людей, которые интересуются и шарят. Просто начать уже собирать и облагораживать, так скажем, коммьюнити DIY в России.
Потому что есть противники DIY среди авторов, есть также люди, которые относятся к этому только с точки зрения коммерциализации, пытаясь продать какие-то инструменты. А действительно сильного, бодрого места, куда может прийти человек, где его примут с распростертыми объятиями, нет, к сожалению.
Нам надо возвращать культуру «сделай сам». Как бы это ни было сложно в наш век шеринга дешевых китайских товаров, которые ты можешь по клику получить, создавать руками — это важно.
Я считаю, что цивилизованный человек просто обязан знать, как разжечь костер и как работает электричество в розетке. С этого все начинается.
Как часто вообще у вас в команде на какие-то идеи звучит фраза «это невозможно»?
Сейчас всё реже. У нас произошло, к сожалению, сокращение на фоне событий двух-трехгодичной давности. Рекламный рынок умер, у нас кончились бюджеты, пришлось сократиться как в производственных площадях, так и в команде.
Мне, слова «это невозможно» больше всего не нравятся, потому что ты сразу перекрываешь себе пути к тому, чтобы найти решение. Как только говоришь «нет, у нас не получится», это значит все – надо отказываться от этой идеи и идти искать другую. Но прикол-то в том, что все возможно.
Реально сделать действительно все. Вопрос в уникальном решении, которое ты найдешь. А оно может быть и не только в конструкции, не только в изобретательской части. Оно может быть и в том, как мы подаем это с точки зрения видео. То есть, не буду говорить, что у нас на 100% все работает, Особенно раньше, когда я занимался всем этим один. Времени было очень мало: буквально два дня на производство с монтажом и публикацией.
Два-три видео в неделю — это достаточно бешеный темп. Многое ломалось сразу после того, как я выключал камеру. Но идея была в том, чтобы показать и разобрать какой-то принцип функциональности на примерах. Они были сделаны реально из говна и палок.
Я опять отвлекся. Какой был вопрос?
По поводу отношения команды к фразе «это невозможно».
Сейчас у нас обновилась команда, появилась свежая кровь — такое звучит все меньше. Чаще идут разговоры на тему того, о чем мы снимаем дальше. Трэш мы делаем в следующем видео или мы тратим херовую тучу времени, сил и всего остального на какой-то очень сложный проект, без понятного выхлопа? Мы часто не рискуем с большими сложными проектами, учимся их делать. Чтобы ничего не просрать, чтобы аудитория получила то, что хотела.
На что ты выберешь потратить деньги: на новую камеру или на новый инструмент?
В первую очередь инструменты. Как бы это не было неправильно. Недавно я понял, что все, что мы делаем руками — это всё же хобби. А всё, что мы делаем для видео — это всё же работа.
И мы, конечно, пытаемся наверстать все моменты, необходимые для съемки видео в современных стандартах. Недавно обновили парк камер: теперь кадры стали сочными, полный кадр, снимаем на профессиональное стекла. Это замечает процентов 15 аудитории, но мне самому нравится в первую очередь.
Снимают и строят одни и те же люди?
Нет, оператор, монтажер у нас руками не работают. Но я очень тяну сценариста в эту стезю. Чтобы он руками почувствовал все те сложности и все те моменты радости, когда у тебя что-то получается.
Техника безопасности — как ты к ней относишься?
Меня жутко бесит, когда она навязывается. Когда на оборудовании стоит куча защитных экранов, через которые сложно работать. И ты в итоге быстрее травму получишь, когда попытаешься что-то эффективно быстро сделать, не используя их.
Например, на токарном станке у меня до сих пор стоит такая закрывашка, которая защищает от вылета кулачков, грязи и, самое главное, с которой ты не забудешь достать ключ из патрона, чтобы он не прилетел в ногу, потому что это очень частая ошибка.
При этом, как бы я не ругал технику безопасности, я ей всегда следую. И мое доказательство – 10 целых пальцев на руках. Всех призываю работать аккуратно – техника безопасности написана кровью, не нарушайте её. Не лезьте туда, куда не знаете, не занимайтесь тем, чем не умеете и что не изучили.
Перед тем, как сделать видео про пайку ацетилен-кислородной горелкой, я детально изучил вопрос безопасности обращения с ацетиленовыми баллонами, и кислородными в том числе. Потому что это не шутки. Вообще не шутки, там взорваться как нефиг нафиг. Я даже рад, что мы больше ничего не делаем и убрали из мастерской эти баллоны.
Ты рассказывал, что ты нанимал себе репетитора для изучения отдельных тем физики. Зачем?
Это была электротехника. Мой личный интерес, в котором я вижу дополнительную перспективу для вдохновения. Когда ты что-то изучаешь, тебе в голову приходит куча идей, как это можно применить. Особенно если тебе 20-25 лет и ты на лекциях сидишь.
Плюс у меня присутствует некая нереализованность из-за отсутствия высшего образования. Меня из строительного отчислили: я ходил с красным ирокезом, приболел алкоголизмом и за неуспеваемость был изгнан. Теперь вот зудит по поводу этого. Я не знаю, нафиг оно мне надо, честно говоря. Был бы у меня диплом, стоял бы на пыльной полке.
Тебе не лениво постоянно учиться?
Я не знаю с чем это связано, но постоянно копаю информацию, задаюсь вопросами. Наверное, это самое главное — не переставать задавать вопросы к этому миру, к себе, к жизни в целом, как что-то устроено.
Вот возьмём электрический ток. Когда тебе про него рассказывают в школе, тебе говорят, электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц, электронов от плюса к минусу. Хорошо, мы это запомнили.
Идем дальше. Доходим до электроники, и тебе говорят: на самом деле электрический ток — это не только упорядоченное движение заряженных частиц, это еще и электромагнетизм, который присутствует как явление к этому движению, который распространяется там вокруг проводника, закручен по правилам Буравчика и т.д. И на самом деле ток распространяется не от плюса к минусу, а от минуса к плюсу. И ты такой, прикольно, хорошо.
Когда ты начинаешь изучать какие-то квантовые эффекты, теоретическую физику, тебе говорят…
Ток не распространяется?
Ток вообще не распространяется! Электроны в проводнике еле-еле вообще шевелятся. И на самом деле вообще никто не знает, что такое электрический ток на самом деле. Ты такой: «********* (ошалеть) можно!».
По факту оказывается, что электрический ток — это некая энергия, которая распространяется вдоль проводника, с максимальной интенсивностью на поверхности проводника и с понижающимся градиентом в пространстве. Электрический ток распространяется во всем пространстве, даже в центре Земли. Стремится по величине к нулю, но все же распространяется. Что это такое? Как это осилить? Какие энергии? В какой среде все это происходит?
Гравитация та же самая…
Только не говори, что отсутствует.
Гравитация где распространяется? Если это волна, она колышет какие-то штучки, да? Она должна состоять из каких-то частиц, из каких-то элементов, как это вообще всё назвать? И оказывается, что это пространство-время.
И ты такой, а время тогда, что такое? Я не знаю, как это закончить, понимаешь?! Для меня не существует этого стопа, потому что слишком много интересных вопросов! Наш мир настолько интересно устроен, что ковыряться в этом… Я дошел до философии, и там вообще мрак ужасный. Как мы понимаем то, что мы понимаем. Всё вокруг — это твоё сознание, если нет наблюдателя, нет звука и цвета.
Что это? Всё вокруг нас — это энергия? Чёрт его знает.
Обычный панк начинает с самогона а гараже, потом уходит в философию и понимает, что лучше бы на самогоне он и остановился, потому что там всё было понятно, но пути обратно уже нет. Доходит до метафизики и ужасается.
Есть направление науки, которое тебя прям бесит, и ты вообще не хочешь ей заниматься?
Да, в теоретической механике есть такая штука — теория машин и механизмов. Это не то, что касается непосредственно деталей, гаек, устройства, редукторов, чертежей и т. д. Это касается того, что ты на бумаге, как дебил, вычерчиваешь все эти рычаги, высчитываешь их вручную с помощью километровых просто уже морально и фактически устаревших формул.
Это надо один раз изучить как историческую часть дисциплины, в которую ты погружаешься. И пусть я всего лишь недоученный инженер, но я вижу, что от этого надо отказываться.
Ребята, компьютеры пришли уже 40 лет назад, ну давайте уже отказываться от этого рудимента. Я в школе уже, 20 лет назад делал домашку по черчению в «КОМПАС-3D».
Ты считаешь себя умным человеком?
Нет. Максимум неглупым, мне бы хотелось так думать. Мне бы хотелось быть мудрым по жизни, я стремлюсь к мудрости. Большой ум мало людей сделал счастливыми. Ну и опять же, что считать умным?
Я не знаю, что значит «умный». Есть начитанность, эрудированность, есть интеллект. Интеллекта, конечно же, не хватает. Это чувствуется. Начитанности тоже не хватает. Я встречаюсь с такими сферами, про которые понимаю, что надо посвятить несколько лет, прежде чем добьешься каких-то успехов. Поэтому умный-не умный, но мозгов периодически не хватает. Наверно в этом и есть прикол, заниматься такими вещами, в которых ты постоянно ощущаешь нехватку знаний и пытаешься их добрать.
Свежие комментарии