Пытаемся разобраться, что произошло в Сербии после местных и парламентских выборов и кому это на руку.
Несмотря на общий ужас картины — толпа пытается штурмовать мэрию Белграда — в происходящем есть доля абсурда.
Дело в том, что оппозиционный блок из 15 партий, организовавший беспорядки с применением камней и палок, называется «Сербия против насилия». В результате акции в старинном здании мэрии выбито множество стекол, сломано несколько дверей. Есть информация о как минимум двух пострадавших от камней полицейских и 35 задержанных протестантах.Оппозиция обвиняет Сербскую прогрессивную партию, в которую входит президент Сербии Александр Вучич, в подтасовке результатов выборов в парламент страны и городской совет Белграда. Беспорядки начались сразу после выборов 17 декабря, но к 24 декабря они перешли в открытую агрессию со стороны оппозиции с участием около 2 500 человек.
Вучич заверил страну в том, что не позволить произойти революции, и назвал протесты «результатом многих серьезных геополитических обстоятельств».
Каков политический курс Сербской прогрессивной партии?
Что подразумевал под этими обстоятельствами Вучич? Очевидно, давление извне в ответ на действия Сербии. А что такого делает сейчас Сербия?
Во-первых, отказывается поддерживать санкции против России, хотя и подписала осуждающую Россию резолюцию ООН в 2022 г. Вучич подчеркивает, что Сербия сама была под санкциями и не считает эту меру воздействия эффективной.
Во-вторых, Сербия не хочет признавать независимость Косово, и в этом плане сербы единодушны — а Вучич даже заявил, что готов уйти с поста президента, только чтобы не подписывать подобных резолюций.
В-третьих, правящая партия предпринимает усилия по вступлению Сербии в Евросоюз (а этого как раз хочет меньшинство — лишь 43% сербов). Понятно, что второй и третий пункты противоречат друг другу.
В-четвертых, поскольку ситуация с экономикой в стране непростая, для исправления ситуации власти стремятся привлекать инвестиции — а это означает сотрудничество с Китаем и арабскими странами.
Между Западом и Востоком
Иными словами, Вучич сейчас искусно маневрирует между Западом и Востоком. Как считает профессор ВШЭ, руководитель отдела черноморско-средиземноморских исследований Екатерина Энтина, дальнейшая политика Вучича будет основана на результатах завершения гибридного конфликта России и Запада, протекающего на Украине. А учитывая, как там все развивается, его будущий курс вряд ли будет включать уступки Евросоюзу.
Если же говорить о том, кому волнения в Сербии могут быть выгодны, то речь явно о Западе. Цель? Если не сбросить Вучича сейчас, то намекнуть ему, что такая вероятность есть. Впрочем, не за всякими волнениями всегда стоят внешние силы. Иногда беспорядки — естественный выход накопившегося в обществе напряжения.
И раз уж вы интересуетесь политикой, то вот вам Политически некорректная карта мира из 1932 года!
Свежие комментарии