На самом деле их, даже самых лучших, гораздо больше. Однако этот список — стартовая точка, с которой будет проще разглядеть и расслушать всех остальных.

Итак, мы собрали двенадцать импортных (необязательно голливудских) композиторов, чей вклад в создание великого фильма порой был не меньше, а зачастую даже больше, чем сценаристов или актеров.
Как много фильмов мы узнаем с закрытыми глазами, просто заслышав вступительную тему! И это лишь самая простая разновидность композиторского чуда.Что касается советских композиторов, то среди них так много любимых, что MAXIM решил посвятить им отдельный материал.
Лучшие иностранцы
ДЖОН УИЛЬЯМС (1932)
Уроженец Нью-Йорка сколотил на музыке громадный капитал, который многим стадионным рок-звездам и не снился. На его счету, наверное, половина всех киномелодий, которые люди могут насвистеть при одном упоминании фильма: «Звездные войны», «Челюсти», «Индиана Джонс». Музыкальные темы Уильямса из фильма «Один дома» и первых трех «Гарри Поттеров» ты бы, наверное, насвистеть не отважился, но все равно приятные вещи.
ЭННИО МОРРИКОНЕ (1928-2020)
Этот итальянец — главное сокровище для любителей насвистывать. Морриконе, наверное, единственный из экранных композиторов, чьи музыкальные записи активно покупают люди даже без кинематографических интересов, чисто музыки ради. Знаковые работы: «Хороший, плохой, злой», «Нечто», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые». И массовые взносы в европейское кино — от Бертолуччи до Ардженто. Любимец Тарантино.
Подробнее мы писали о нем в статье «Лучшие фильмы с музыкой Эннио Морриконе»
ДЖЕРРИ ГОЛДСМИТ (1929-2004)
На диво плодовитый калифорнийский еврей: в эпоху расцвета видео (1980-1990-е) его имя маячило в титрах чуть ли не каждой второй голливудской ленты. «Гремлины», «Полтергейст», «Основной инстинкт», три «Рэмбо». И даже сам «Чужой» тоже его рук дело.
ГЕНРИ МАНЧИНИ (1924-1994)
Автор музыки более чем к пятистам кино- телефильмам. Многие его мотивы ты слышал в жизни миллион раз, просто не подозревал, кто их автор. Его музыка звучала в фильмах «Завтрак у Тиффани», «Розовая пантера», «Полуночный ковбой», «Шарада». И это еще не считая сериалов вроде «Питер Ганн», из которых, собственно, сейчас только музыку все и знают.
ГАНС ЦИММЕР (1957)
Немец Ганс в шоу-бизнес вошел не как прочие герои этого эссе. Он начал сотрудничать с нововолновой группой The Buggles и даже виден в их знаменитейшем клипе «Video Killed the Radio Star», с которого начался канал MTV. И хотя поп-музыкой он страдал недолго и все 1980-е посвятил кино, лишь в 1988 году его заметили — после работы над «Человеком дождя». Сейчас он велик, знаменит, и с его именем связаны проекты «Король Лев», «Гладиатор», «Темный рыцарь», «Симпсоны в кино» и «Пираты Карибского моря».
АЛАН СИЛЬВЕСТРИ (1950)
Любимец режиссера и продюсера Роберта Земекиса родом из Нью-Йорка. Неудивительно, что ты слышал мотивы Сильвестри в трилогии «Назад в будущее». И «Форреста Гампа» ты точно видел, и «Мстителей» наверняка. Но для выходцев из эпохи видео он останется композитором жуткого «Хищника», комедии «Кто подставил кролика Роджера» и трилогии «Назад в будущее» (мы уже писали об этом, но что помешает сделать это еще раз?).
ДЖЕЙМС ХОРНЕР (1953-2015)
Может, уже не столь узнаваемое и вдавленное в мозг зрителя имя, как предыдущие герои композиторского фронта. Но калифорниец Хорнер в музыке старательно донес до нас атмосферу фильмов «Титаник», «Аватар», «Коммандо», «Чужие» и «Храброе сердце».
ГОВАРД ШОР (1946)
В этом случае ассоциация первого порядка — «Властелин колец». Любителям авангарда он запомнился совместной работой с фри-джазменом Орнетом Коулманом для фильма «Обед нагишом». Канадец Шор вообще многие десятилетия был практически штатным композитором для режиссера Дэвида Кроненберга, а это, согласись, сильная карта. Из проектов, не связанных с Кроненбергом или Джексоном, надо напомнить следующие: «Молчание ягнят», «Эд Вуд», «Семь» и целая пачка картин Скорсезе, включая «Отступников» и «Банды Нью-Йорка».
НИНО РОТА (1911-1979)
Звуковая половинка Феллини и Висконти — итальянец Рота создал также один из самых знаменитых саундтреков в истории Голливуда — две части «Крестного отца». Как и многие другие композиторы из списка, Рота не зацикливался на кино и баловал слушателей операми, балетами и камерными произведениями.
БЕРНАРД ХЕРРМАН (1911-1975)
Очередной герой нашего списка — уроженец Голливуда, чья фамилия тебе попадется на глаза, когда ты в пятнадцатый раз сядешь пересматривать «Психоз» Хичкока. Впрочем, сойдет и «Головокружение» или «К северу через северо-запад». Бернард успел поработать с самим Орсоном Уэлсом («Гражданин Кейн»), застал Скорсезе, снимавшего великого «Таксиста». Тот фильм и стал последней работой Херрмана. Да-да, даже великие композиторы иногда умирают.
ВАНГЕЛИС (1943-2022)
Формально говоря, грек Эвангелос Одиссеас Папатанасиу, то есть Вангелис, не является порождением киноиндустрии. Он музыкант и сам по себе тоже, один из пионеров прогрессивной электроники. Тем не менее его дорожки к кинофильмам в народе расходятся куда живее, чем самостоятельные работы. Из главных — «Бегущий по лезвию», «1492: Завоевание рая», «Огненные колесницы».
Подробнее читайте в статье «Лучшие фильмы с музыкой Вангелиса».
БЭЗИЛ ПОЛЕДУРИС (1945-2006)
Автор культового саундтрека к проходному фильму «Конан-варвар» — грекоамериканец Поледурис любил пышные формы музыки, но обходился с ними куда тоньше, чем типовые голливудские композиторы. Он писал музыку к оригинальному «Робокопу», к картинам «Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо», «Звездный десант», «Охота за Красным Октябрем». В широких массах он не настолько раскручен, как Циммер или Уильямс, но, как только ты заведешь разговор о саундтреках с каким-то упертым и начитанным человеком, он тотчас проснется при имени Поледурис.
Для справки
10 лучших саундтреков, по мнению Института киноискусства США
Star Wars 1977 — John Williams
Gone with the Wind 1939 — Max Steiner
Lawrence of Arabia 1962 — Maurice Jarre
Psycho 1960 — Bernard Herrmann
The Godfather 1972 — Nino Rota
Jaws 1975 — John Williams
Laura 1944 — David Raksin
The Magnificent Seven 1960 — Elmer Bernstein
Chinatown 1974 — Jerry Goldsmith
High Noon 1952 — Dimitri Tiomkin
Свежие комментарии