Системы рекуперации энергии все чаще появляются в электромобилях, в значительной мере изменяя устоявшиеся представления о торможении. Чем рекуперация отличается от классического торможения и насколько она эффективна?
Если вы пока не являетесь владельцем электромобиля, то, возможно, не задумывались о том, как работают тормоза в «электричках».
Это может быть удивительно, но владельцы электромобилей редко используют традиционные тормоза, при замедлении все чаще полагаясь на системы рекуперации энергии.Зарядка при замедлении
Когда водитель электромобиля отпускает педаль газа, электродвигатель переходит в режим генератора, создавая сопротивление, которое замедляет автомобиль и одновременно заряжает аккумулятор. По ощущениям, рекуперативное торможение сравнимо с несильным нажатием на педаль тормоза в обычном автомобиле, чего достаточно для замедления и остановки в большинстве дорожных ситуаций. В то же время классические тормозные колодки используются лишь при резком торможении и экстренной остановке, что значительно продлевает их ресурс.
С точки зрения эффективности рекуперация позволяет вернуть значительное количество энергии, особенно при торможении на высоких скоростях или при движении со спусков. Например, в идеальных условиях (при плавном спуске с высоты 100 метров) электромобиль может вернуть до 5 кВт/ч, что эквивалентно дополнительным 25 километрам пробега. Конечно, реальная эффективность рекуперации зависит от множества факторов, включая начальную скорость и состояние аккумулятора, а в городских условиях ее эффективность нивелируется постоянными остановками.
Тормоза рано списывать со счетов
Несмотря на преимущества, системы рекуперации не лишены и своих недостатков. Тормозные колодки, которые редко используются, могут подвергаться коррозии, что приводит к разрушению их структуры и снижению эффективности. В результате, даже если фрикционный материал практически не изношен, тормоза могут стать менее надежными, поэтому сами производители электромобилей рекомендуют проводить регулярную диагностику и обслуживание тормозной системы, чтобы избежать неожиданных и очень неприятных случайностей.
Некоторые автомобили Tesla и других производителей позволяют водителю регулировать интенсивность рекуперативного торможения: в стандартном режиме автомобиль замедляется сразу при отпускании педали акселератора, а в ослабленном режиме он продолжает двигаться накатом, что знакомо водителям автомобилей с ДВС.
Таким образом, хотя системы рекуперации не могут полностью заменить традиционные тормоза, они значительно повышают общую эффективность электромобилей и помогают сократить расходы на их обслуживание и подзарядку. Вполне вероятно, что в будущем, по мере развития технологий, можно ожидать еще больших улучшений в сфере рекуперации, позволяющих электромобилям возвращать еще больше энергии при увеличенной эффективности торможения.
Свежие комментарии