На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

MAXIM Online

897 подписчиков

Ухмылка истории: как граф Шпее и линкор «Граф Шпее» погибли в одном и том же месте

Когда поговорка «Как корабль назовешь, так он и поплывет» особенно актуальна.

Во второй половине XIX века на службу в императорские военно-морские силы Германии поступил наследник знатного рода фон Шпее, паренек с типичным немецким именем Максимилиан Иоханнес Мария Губертус.

Благодаря аристократическому происхождению и военному таланту Максимилиан фон Шпее быстро сделал карьеру, встретив Первую мировую войну в чине вице-адмирала и командующего Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой.

В начале войны его эскадра, состоявшая из пяти кораблей, действовала у берегов Бразилии. 1 ноября 1914 года в битве при Коронеле фон Шпее одержал впечатляющую победу над британской эскадрой контр-адмирала Крэдока, потопив два вражеских крейсера с минимальными потерями для себя. Однако триумф был недолгим.

8 декабря 1914 года у Фолклендских островов восемь британских кораблей под командованием Стэрди уничтожили эскадру фон Шпее, в том числе самого вице-адмирала и двух его сыновей. Несмотря на поражение, фон Шпее стал национальным героем Германии, а в его честь был назван тяжелый крейсер.

Даже Уинстон Черчилль, хоть и враждебный политик, отметил недюжинные качества фон Шпее, сравнив его с цветком красивым, но обреченным. На этом, однако, история не заканчивается…

Тяжелый крейсер «Адмирал фон Шпее» на военном параде в конце 1930-х годов

«Адмирал граф Шпее» был спущен на воду в июне 1934 года, причем бутылку о его борт разбила дочь покойного вице-адмирала — графиня Губерта фон Шпее. После нескольких лет службы линкор был отправлен заниматься крейсерством в южную часть Атлантики.

За осенние месяцы 1939 года «Адмирал граф Шпее» успел потопить около десяти британских судов. Причем с одного из них капитан линкора Ганс Лангсдорф забрал английскую рацию, украсившую его рубку и помогавшую перехватывать сообщения англичан.

13 декабря 1939 года нашкодивший немецкий линкор был наконец обнаружен союзными силами в виде двух британских и одного новозеландского крейсеров. В ходе битвы у аргентинских берегов «Адмирал граф Шпее» получил незначительные повреждения. Его капитан Лангсдорф попросил у правительства Уругвая разрешения на трехдневный ремонт и скрылся от преследовавших его англичан в заливе Ла-Плата.

Узкий залив Ла-Плата, в котором спрятался линкор «Адмирал фон Шпее»

Окопавшись в узком и безопасном заливе (корабли англичан предпочли остаться в океане), капитан Лангсдорф принялся слушать трофейную английскую рацию. И вскоре запаниковал. Из перехваченных им сообщений следовало, что у входа в залив Ла-Плата линкор ждали уже не три крейсера, а целая эскадра, которую капитаны крейсеров вызвали на подмогу.

Лангсдорф пал жертвой блефа: никакой эскадры не предвиделось. Более того, многие историки до сих пор полагают, что быстроходный немецкий линкор имел все шансы выскочить на большой скорости из залива, вырваться из британского окружения и даже уйти от преследования. Но историкам хорошо: они сидят в теплых библиотеках и рассуждают спустя много лет в сослагательном наклонении. А капитану нужно было принимать решение там и тогда. И он его принял.

По истечении трехдневного срока Лангсдорф потопил линкор «Адмирал граф Шпее». Команда была интернирована. Сам капитан застрелился.

«В чем же мистика?» — задаются вопросом читатели, не слишком хорошо знакомые с географией. Так вот, мистика в том, что и граф фон Шпее, и линкор имени графа фон Шпее погибли в водах одного и того же океана, у берегов одной и той же Аргентины. Разница между датами их гибели составила 25 лет и 9 дней.

История, бывает, любит черный юмор: Четыре пожара в один день и другие безумные совпадения, в которые трудно поверить.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх