На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

MAXIM Online

892 подписчика

Свежие комментарии

  • Андрей Тимохин
    Да пусть уже удивляются дальше,чего нам то заглядывать в их зад.7 самых обычных в...
  • Андрей Тимохин
    тонкий намёк🤫 на Толстое обязательство🧐7 самых обычных в...
  • Traveller
    Так на тель авидении одни "волнительные" новости вместо "волнующих. И "крайние" путешествия...Вы что, нерусский...

Новый закон грозит ростом цен на Wildberries, Озоне и на такси, — считает ФАС

Служба нашла десятки изъянов в новом законе о работе сервисов такси, доставки еды, маркетплейсов, отелей и прочих подобных организаций. Что ждет рынок и потребителей?

фото: Shutterstock/Fotodom.ru

Государство пытается отрегулировать так называемую платформенную экономику — это новая парадигма социально-экономического развития, напрямую связанная с распространением цифровых платформ и экосистем.

Они, как говорится в исследовании ВШЭ, становятся драйверами инновационной активности, качественных преобразований социальной сферы, ключевым фактором успеха предпринимательской деятельности и конкуренции между компаниями за потребителей и поставщиков продукции и услуг.

Среди основных на российском рынке — Wildberries, Авито, Ozon, AliExpress Россия, Сбер, СберМаркет, ВТБ, Тинькофф, Яндекс, VK, Лаборатория Касперского, 1С, ЦФТ, HeadHunter. В 2021 г. суммарный торговый оборот крупнейших российских маркетплейсов и агрегаторов — Яндекса, Wildberries, Ozon, AliExpress Россия и СберМаркета — достиг 2.5  трлн руб. Их коньки — «динамичность, адаптивность, разнообразие сервисов, гибкость и вариативность форм взаимоотношений между сторонами, удобство для пользователя, который может комфортнее решать задачи в той или иной жизненной ситуации».

По оценкам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в среднем за год численность платформенных работников (работающих через платформы, с использованием сайтов и приложений для поиска клиентов и выполнения заказов) составила 3.5 млн человек, или 4.9% всех занятых в стране.

Среди проблем специалисты выделяют отток ИТ-специалистов, ограничение доступа к технологиям и капиталу, сокращение ассортимента импортных товаров на маркетплейсах, снижение покупательной способности граждан и др. Высокие риски связаны еще и с тем, что цифровые экосистемы функционируют преимущественно в мобильной среде, которая зачастую контролируется странами, участвующими в антироссийских санкциях.

Что происходит?

В этих условиях ФАС нашла более 40 замечаний к законопроекту Минэкономразвития «О платформенной экономике в Российской Федерации» — они могут привести к навязыванию цифровыми платформами невыгодных условий для контрагентов, невозможности пассажиров «надлежащим образом пользоваться услугами такси», а также к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли.

Замечания так или иначе касаются разных юридических казуистик. Например, в случае с «Авито» сервис «не всегда подразумевает перевод средств оператору платформы для оплаты услуг», что «может привести к переходу… цифровых платформ на бизнес-модель агрегатора объявлений». Проще говоря — чтобы избежать подпадания под регулирование».

Еще документ вводит понятие «крупная посредническая платформа» — к ним будут применяться дополнительные требования по сравнению с обычными платформами. Предполагается, что критерием отнесения к крупным станет ежедневное количество пользователей, но точный установит правительство. Такой критерий может привести к «ежесуточному изменению статуса» платформы, а также к правовым коллизиям в суде — так как он пересекается по смыслу с критерием доминирования, изложенным в законе «О защите конкуренции», полагают в ФАС.

Дискриминация

Есть у ФАС и претензии к поисковой выдаче внутри сервисов — приоритет в ней получают продавцы, которые заплатили за это или получили эту возможность бонусом. По мнению ФАС, формирование поисковой выдачи должно осуществляться на основе «объективных критериев». Каких — не очень пока понятно.

Что там у такси?

Платформы такси же могу безнаказанно отказываться от выполнения поступивших заказов, говорит ФАС. Претензии службы могут привести к «значительному изменению» бизнес-модели агрегаторами такси, которые используют рейтинговую систему для партнеров, в том числе учитывающую отказы от поездок».

Изменения закона «необходимы для того, чтобы перевозчики не отказывались от тех поездок, которые, на их субъективный взгляд, являются невыгодными. В ином случае может возникнуть ситуация, когда пассажиры не смогут надлежащим образом пользоваться услугами такси, поскольку многие перевозчики не будут принимать их заказы, что может привести к негативным последствиям как для рынка, так и для потребителей», — констатируется в отзыве ФАС.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх