По словам Крейга Мейзина, за 33 года в России изменилось не так много. 15 августа вышел новый выпуск подкаста о мини-сериале «Чернобыль» от HBO, в котором сценарист и автор идеи Крейг Мейзин беседует с ведущим радио NPR Питером Сэгалом. В финальном эпизоде подкаста появился также актер Джаред Харрис, сыгравший одну из главных ролей в сериале, — одного из руководителей ликвидации академика Валерия Легасова.
Но начал подкаст Крейг Мейзин с отступления, в котором он эмоционально высказался о взрыве в Северодвинске 8 августа. На всякий случай тезисно напомним, что произошло. 8 августа на полигоне недалеко от села Нёнокса, под Северодвинском, прогремел взрыв. В Минобороны сообщили, что при испытании реактивного двигателя погибли два человека. Первоначально в официальных СМИ информация была очень скупой, взрыв называли «инцидентом» или «пожаром». В то же время стало известно, что участок Белого моря полностью закрыли для судоходства. В Архангельске местные жители скупили в аптеках все йодосодержащие препараты из-за слухов, что на полигоне произошла авария на ядерном реакторе. 10 августа в Росатоме объявили, что во время взрыва погибли пять их сотрудников. 11 августа Дональд Трамп написал у себя в «Твиттере», что, по его сведениям, на полигоне испытывали ракету «Буревестник» (в НАТО ее называют Skyfall). 13 августа, как сообщает «Интерфакс», Росгидромет признал, что в день взрыва уровень радиации повысился до 1,87 мкЗв/ч, что в 16 раз больше нормы. Позже уровень нормализовался. В своем выступлении Крейг Мейзин фактически провел параллель между действиями советского правительства после Чернобыльской аварии и освещением российскими властями инцидента в Северодвинске сегодня. Завершил свой монолог Мейзин тем, что призвал россиян требовать ответов от правительства.
«Я хочу начать с того, что выскажусь о событиях, которые произошли совсем недавно. Я имею в виду ядерный взрыв, который произошел в России 8 августа. Пятеро ученых-ядерщиков Росатома и двое военнослужащих погибли в результате взрыва на военном испытательном полигоне на севере России. Мы, жители США, уверены, что он связан с испытанием новых ракет, которыми так гордится Владимир Путин. Предположительно эти крылатые ракеты могут достигнуть любой точки на планете. Они работают не на обычном топливе, каждая из них снабжена небольшим ядерным реактором. Тем не менее Росатом не подтверждал информацию до 10 августа. И только 11 августа, спустя три дня после взрыва, частично признали, что взрыв носил «ядерный характер». Но вместо того, чтобы честно сказать, что это был ядерный реактор, они использовали странную формулировку «изотопный двигатель». Конечно, это не тот же масштаб, что в Чернобыле, когда радиационный фон превышал норму в 7000 раз. Но, как и тогда, пострадавшим и врачам, их лечившим, никто ничего не сообщил о риске радиоактивного заражения. Информацию засекретили, а пациентов и врачей отправили в Москву. Звучит до боли знакомо? А ведь подобные инциденты не должны повторяться. Трагедия в Чернобыле, случившаяся 33 года назад, должна была научить всех, что власти и общество должны действовать максимально открыто. Но вот в России снова случился ядерный взрыв, и сообщают о нем спустя несколько дней. Я очень надеюсь, что после выхода нашего сериала и после случившегося 8 августа люди начнут требовать от властей правду». Полный выпуск подкаста можно прослушать здесь (на английском языке).
Фото: Getty Images
Свежие комментарии