MAXIM Online

850 подписчиков

Свежие комментарии

• Lilia Yarygina
    милым и добрым нашим песику и коту желаю найти дом!!!Котопёс недели: в...
  • Анатолий
    Названы страны с самыми маленькими пенисами. А что у СТРАН есть пенисы?? Сколько живу ни разу о таком не слышал.Названы страны с ...
  • Valery Karas
    Почему не пишут каков жигало у кавказцев==особенно у грузин===если он у них вытягивается до 30 смНазваны страны с ...

Загадка Челябинского метеорита оказалась позорной

Вообще-то сам факт падения на Землю огромного небесного тела — жуткое дело. Это значит, что нужно придумать защиту от подобных вторжений. Но ученые вместо этого начали с упоением копаться в космическом мусоре и обнаружили в нем подозрительный материал.

На подлете к Земле метеорит, которому впоследствии пришлось стать Челябинским, имел около 19 метров в диаметре. Наша планета притянула его и он за 4 дня облетел вокруг нее. В атмосферу метеорит вошел 15 февраля 2013 года и сразу начал активно разрушаться. С окутанной плазмой поверхности срывались капли расплавленного материала, формируя газово-пылевой шлейф. А поскольку за 8 дней до падения метеорита под Челябинском шел снег и через 13 дней — тоже, выпавший слой метеоритной пыли оказался как бы законсервирован.

Жителям Челябинской области, искавшим обломки метеорита, и примкнувшим к ним российские ученым пришлось отложить поиски до весны. Кстати, в итоге самый крупный фрагмент небесного странника массой около 500 кг достался Челябинскому краеведческому музею.

А вот немецкому ученому Оливеру Гутфляйшу из Дармштадтского технического университета и его коллегам для изучения досталась только пресловутая пыль, так удачно зафиксированная снегопадами. Не дожидаясь таяния снегов, ученые взяли пробы и с помощью микроскопа изучили пыль. В ней они нашли странные частицы размером порядка 10 мкм. Их форма была либо квазисферической (кто бы мог ожидать такое от застывших капель), либо подобной шестиугольному стержню.

Квазисферические зерна графита из метеоритной мыли. А на фото видны и шестиугольные в сечении стержни.

Что же это было за вещество? Спектро- и рентгенография показали, что стержни и шарики — не что иное, как графит, то есть кристаллический углерод. По своей структуре он отличается от земного углерода, но не очень сильно — у обычного кристаллическая решетка тоже имеет в основе шестиугольник. Иными словами, загадочная метеоритная пыль оказалась идентичной по составу грифелю карандаша. Но немного отличалась от него по структуре. Хотя писать ей тоже наверняка можно (ну, чисто теоретически).

Однако восхищенные необычной структурой ученые не дают ответа на гораздо более интересный вопрос: откуда в метеоритной пыли взялся углерод, если в обломках небесного тела нет содержащих его минералов? Очевидных ответов два. Это может быть углерод из налипшей на метеорит «космической смазки» — токсичной смеси сажи, пыли и песчинок, которой немало в космосе.

Или же это углерод, загрязнявший атмосферу непосредственно над Челябинском. Узнать истину можно только с помощью эксперимента. Будь мы учеными, мы бы обязательно сбросили на Челябинск еще один, но уже чисто вымытый кусок горной породы, не содержащей углерода. И позвали Оливера Гутфляйша изучать пыль.

По материалам sci-news.com и naked-science.ru.

Фото sci-news.com